Потенциальный экономический крах Туниса поразил лиц, принимающих решения в ЕС, на фоне опасений, что еще больше мигрантов могут уехать на лодках в Европу.

«Если Тунис рухнет в экономическом или социальном плане, то мы окажемся в ситуации, когда в Европу потекут новые потоки мигрантов», — заявил журналистам в понедельник (20 марта) глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель.

Давление со стороны Италии усиливается, чтобы Международный валютный фонд предоставил Тунису кредит почти в 2 миллиарда евро, несмотря на то, что национальные власти в течение нескольких месяцев медлили с президентом Кайсом Сайедом.

«Мы не можем поддерживать страну, которая не может подписать соглашение с Международным валютным фондом», — сказал Боррелл.

Но учитывая, что Тунис в последнее время обогнал Ливию по количеству отправлений лодок с мигрантами в сторону Италии, этот вопрос захватил руководство ЕС.

В письме перед саммитом ЕС, который состоится позднее на этой неделе в Брюсселе, президент Европейской комиссии фон дер Ляйен говорит, что они готовы мобилизовать дополнительные 110 миллионов евро для Северной Африки, чтобы люди не рисковали своей жизнью, отправляясь на лодках в Европу.

Она сказала, что это идет в дополнение к 208 миллионам евро, уже объявленным на 2023 год, и предназначено для «добровольного возвращения, сотрудничества в борьбе с контрабандой, оборудования и обучения».

Хотя дата еще не установлена, фон дер Ляйен сказала, что Илва Йоханссон вместе с итальянским и французским министрами также скоро отправится в Тунис.

ЕС хочет оперативного партнерства по борьбе с контрабандой как в Египте, так и в Тунисе, сделки, которые, вероятно, заставят ЕС усилить свою полицию и аппарат безопасности.

Хотя подробности этих планов остаются скудными, во внутреннем документе ЕС о незаконном ввозе мигрантов от декабря прошлого года излагаются оперативные планы Италии по поддержке расследований, в первую очередь с Египтом, Ливией и Тунисом.

Это включает в себя обмен информацией в режиме реального времени и обмен разведывательными данными, а также с полицейским агентством ЕС Европолом и Евроюстом, агентством ЕС по судебному сотрудничеству.

Убежище для сдерживания
Томас Шпийкербур, профессор миграционного права в Амстердамском свободном университете, говорит, что такие планы легче проводить в странах, где демократия находится под угрозой или не существует.

«Это может быть решающим элементом в Тунисе», — сказал он.

Президент Туниса в конце февраля выступил с тирадой против африканцев к югу от Сахары, назвав их агентами, стремящимися изменить арабскую демографию.

Это произошло на фоне репрессий против критиков и оппозиционеров, в том числе правозащитных групп.
Спийкербур вместе с несколькими другими исследователями изучил политику предоставления убежища в ЕС и ее влияние на Тунис, Нигер, Сербию и Турцию.

Среди основных выводов их 40-страничного отчета — то, что власти во всех четырех странах отказываются внедрять эффективные системы предоставления убежища.

«Они знают, что это будет служить политикой сдерживания», — сказал он.

Тунис также отказался принять закон о предоставлении убежища, частично разработанный Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) при финансовой поддержке ЕС.

Спийкербур говорит, что Тунис опасается, что его принятие позволит Европе объявить Тунис безопасной третьей страной, а затем оказать на них давление, чтобы они согласились принять людей, спасенных в Средиземном море.

«Тунис не хочет становиться горячей точкой», — сказал он.

Горячая точка — это концепция ЕС, в рамках которой на греческих островах были разбросаны лагеря, похожие на гетто.

Источник: euobserver

Share.
Exit mobile version