Западные страны ищут возможности продолжить оказывать военную помощь Киеву. Москва советует Украине искать перспективы не на поле боя.
Европейская “поддержка”
Минобороны ФРГ накануне проинформировало о передаче Украине 10 танков Leopard 1 A5, 14 гусеничных двухсекционных вездеходов Bandvagn 206 и пяти двухсекционных вездеходов Warthhog для оказания помощи раненым. Согласно заявлению ведомства, ФРГ также поставила Киеву 1 тыс. 20 снарядов калибра 155 мм и 1 млн 400 тыс. патронов, 10 разведывательных беспилотников VECTOR, одну машину разминирования Wisent 1. Кроме того, Украине направлены 3 машины для пограничников, четыре тягача и четыре прицепа, 16 грузовиков Zetros, 13 грузовиков MAN TGS, 14 наземных радиолокационных станций типа GO12 и 10 тыс. комплектов баллистических очков.
До этого в начале ноября Минобороны ФРГ сообщало о поставках Киеву 12 бронетранспортеров, пяти надводных безэкипажных аппаратов и семи разведывательных БПЛА Primoco One. Также Киеву направили две многофункциональные РЛС средней дальности TRS-4D — вдобавок к четырем ранее поставленным, 2 системы защиты вертолетов AMPS, 32 терминала управления спутниковой связи SATCOM и 30 тыс. комплектов зимней одежды.
При этом, как заявила на текущей неделе глава МИД ФРГ Анналена Бербок, Германия планирует значительно расширить помощь Украине в следующем году. По данным немецких СМИ, правительство ФРГ намерено в 2024 году выделить 8 млрд евро на оказание военной помощи Украине. Это в два раза больше, чем планировалось изначально.
Наряду с этим глава Минобороны ФРГ Борис Писториус высказал сомнения по поводу того, что Евросоюз сможет выполнить цель по поставке 1 млн боеприпасов для артиллерии Украине к марту следующего года. О том, что ЕС вряд ли выполнит обещание поставить Киеву боеприпасы, на минувшей неделе со ссылкой на источники писало и агентство Bloomberg. С учетом того, что прошло более половины отведенного срока, Евросоюз смог собрать лишь примерно 30% от объема боеприпасов. Количество оружейных контрактов, подписанных к нынешнему времени, также не дает оснований предположить, что Евросоюз справится с задачей, указывало агентство.
Со своей стороны член Еврокомиссии по внутреннему рынку Тьерри Бретон накануне заявил, что Евросоюз располагает промышленной базой для производства за год 1 млн боеприпасов для Украины, дело за государствами ЕС.
“Нужно, чтобы они (государства ЕС — ИФ) это сделали, и также, чтобы они проверили, что это производство, базирующееся на их территории, приоритетно ориентировано для Украины. За это отвечают государства-члены”, — пояснил еврокомиссар журналистам в Брюсселе перед заседанием Совета ЕС по иностранным делам в формате министров обороны.
Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель также заявил на текущей неделе, что ЕС не отказался от цели поставить Украине такой объем артснарядов. Он напомнил, что Евросоюз завершил первую часть плана поставок — из имеющихся европейских арсеналов. По оценкам Борреля, при реализации этих мер ЕС выделил для Киева примерно 300 тыс. снарядов. Вместе с тем он не исключил, что ЕС не успеет произвести в намеченные сроки оставшиеся 700 тыс. снарядов.
Накануне после заседания Совета ЕС Боррель вновь призвал страны Евросоюза увеличивать военную помощь Киеву и ускорять поставки.
При этом он выразил надежду, что Венгрия разблокирует выплату восьмого транша военной помощи Украине. За день до заседания министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто объявил о том, что Венгрия продолжает возражать против выделения Украине 500 млн евро за счет Европейского фонда мира, так как не получила гарантий Национального агентства по противодействию коррупции относительно того, что венгерские финансово-экономические структуры не будут включаться Киевом в перечень “международных спонсоров войны”.
План “Б”
Со своей стороны премьер-министр Венгрии Виктор Орбан “на полях” саммита Европейского союза в конце октября обращал внимание на то, что планы ЕС в отношении Украины закончились неудачей. По его мнению, ЕС нужен план “Б” и оценка стоимости его затрат.
В принципе, страны-члены Евросоюза рассматривают запасной план по выделению помощи Украине на случай, если Венгрия наложит вето на текущее предложение о финансировании в размере 50 млрд евро. Как сообщал на минувшей неделе Bloomberg со ссылкой на источники, альтернативный план включает в себя идею предоставления национальных гарантий от стран-членов ЕС для привлечения финансирования на рынках. При этом, как отмечает агентство, в ЕС все еще надеются, что запасной план не понадобится, и удастся убедить Венгрию поддержать пересмотр европейского бюджета.
ЕС был крупнейшим донором Украины в этом году. Объем выплат в 2023 году в рамках дополнительной программы макрофинансовой помощи (Macro Financial Assistance Plus) составляет 15 млрд евро. Последний платеж был произведен в октябре. До конца года будут выделены еще два транша.
Проблема начинается с нового года, отмечал на минувшей неделе исполнительный зампред Еврокомиссии Валдис Домбровскис по итогам заседания Совета ЕС по экономическим и финансовым вопросам. Речь идет о специальном финансовом инструменте, разработанном Еврокомиссией для помощи Украине, который требует утверждения всеми 27 членами союза. Вместе с тем Домбровскис дал понять, что катастрофы не случится в случае, если фонд не будет своевременно утвержден из-за вето Венгрии.
“Одним из возможных дополнительных источников доходов могут стать обездвиженные российские активы”, — допустил он.
Противником выделения Киеву 50 млрд евро является и премьер Словакии Роберт Фицо. На саммите лидеров государств-членов ЕС в октябре Фицо присоединился к премьер-министру Венгрии и выступил с критикой Украины. Он заявил, что часть средств, выделяемых ЕС на поддержку Киева, должна идти на обновление инфраструктуры Словакии вдоль ее восточной границы с Украиной, а также словацким фирмам, которые будут участвовать в восстановлении этой страны.
Премьер Словакии также заявил лидерам стран ЕС, что предложение направить Украине финансовую помощь должно включать гарантии целевого расходования этих средств.
“Украина входит в число самых коррумпированных стран в мире, и мы считаем, что условием предоставления крайне значительной финансовой помощи должны быть гарантии: европейские, в том числе словацкие, средства не расхитят”, — подчеркнул Фицо.
Со своей стороны новое правительство Словакии на минувшей неделе приняло решение заблокировать выделение очередного пакета военной помощи Украине на сумму более 40 млн евро, которое одобрило бывшее руководство Минобороны страны.
Сам Фицо заявлял, что власти не будут передавать из арсеналов словацкой армии вооружения для Украины, однако не намерены препятствовать поставкам частных производителей. Премьер уточнил, что приоритетом для словацкого правительства будет пополнение арсеналов ВС Словакии и укрепление противовоздушной обороны.
“Помощь” из Белого дома
Проблемы с выделением средств Киеву возникли и в США. На минувшей неделе представитель американского Совета национальной безопасности Джон Кирби признал, что администрация США израсходовала примерно 96% от объема средств, которые конгресс выделил для помощи Киеву с начала спецоперации России на Украине.
“Если рассматривать все средства, более $60 млрд, которые мы выделили на помощь Украине с начала там боевых действий, то мы истратили около 96%. Речь идет о деньгах не только на военную помощь, но и на финансово-экономическую поддержку, гумпомощь”, — пояснил Кирби на брифинге в Белом доме, уточнив, что в том числе было израсходовано свыше 90% от средств, которые были выделены именно на военную помощь.
В настоящее время администрация США добивается от Конгресса выделения дополнительных средств для дальнейшего оказания помощи Украине. В октябре президент США Джо Байден направил в Конгресс запрос на оказание финансовой помощи Украине сроком на год в размере $61,4 млрд.
Последняя партия американской военной помощи была направлена на Украину в начале ноября. По данным Минобороны США, она включала в себя пакет поддержки в области безопасности из запасов Пентагона на сумму $125 млн, а также $300 млн из фонда Инициативы по содействию безопасности Украины (USAI) “для укрепления противовоздушной обороны Украины в долгосрочной перспективе”.
Это был 50-й транш помощи администрации президента Байдена, предоставленный Украине из запасов Пентагона с 2021 года. По данным Минобороны США, с февраля 2022 года США предоставили Киеву помощь “в области безопасности” на $44,2 млрд, союзники и партнеры США — на $30 млрд.
Так, в последний раз США заявили о поставке из собственных арсеналов дополнительных боеприпасов для зенитных ракетных комплексов NASAMS и для реактивных систем залпового огня HIMARS, артиллерийских снарядов калибра 155 мм и 105 мм. Также в пакет помощи вошли противотанковые комплексы Javelin, AT-4 и TOW, свыше 3 млн патронов и гранат, подрывные средства для разминирования местности, противопехотные мины M18A1 “Клеймор”, 12 грузовиков для перевозки тяжелого оборудования, запчасти, зимнее обмундирование и снаряжение.
В рамках USAI американская администрация не поставляет уже имеющееся на складах оружие, а закупает новое вооружение. В этот раз в планах — закупка для Украины боеприпасов с лазерной системой наведения для уничтожения БПЛА. Инициатива подразумевает также обучение украинских военных и консультирование, в том числе в сфере кибербезопасности и стратегических коммуникаций. При этом эти $300 млн, расходуемые в рамках USAI, исчерпают фонд этих средств.
Несмотря на возрастающие сложности с финансированием, администрация США продолжает оказывать помощь Украине, сообщил на текущей неделе советник американского президента по нацбезопасности Джейк Салливан. По его словам, возможности финансирования Киева для предоставления “средств и возможностей для защиты” оцениваются еженедельно.
“Но это становится все сложнее и сложнее (…) Ситуация очень динамична, и окно возможностей для нас закрывается. Мы предоставляем Украине все необходимое из того, в чем она нуждается, и при полном объеме финансирования мы сможем предоставить больше”, — сказал Салливан на брифинге в Белом доме.
Между тем в Конгрессе США существуют серьезные разногласия по вопросу финансирования Украины, в частности, против выступает значительное число республиканцев. Накануне палата представителей Конгресса поддержала план финансирования правительства во избежание шатдауна, но помощь Украине в него не включена.
“Деликатный” вопрос
Между тем, как сообщил в минувшие выходные телеканал NBC со ссылкой на высокопоставленных американских чиновников, знакомых с ситуацией, официальные представители США и стран Европы начали обсуждать с Украиной возможность переговоров с Россией, включая уступки, на которые Киеву придется согласиться для прекращения конфликта. По данным телеканала, разговоры касались очень общих очертаний того, от чего Украине, возможно, придется отказаться, чтобы достичь соглашения.
Часть переговоров, “которые официальные лица назвали деликатными”, состоялась в прошлом месяце во время встречи Контактной группы по Украине. Источники отметили, что переговоры “начались на фоне опасений официальных лиц США и Европы по поводу того, что война зашла в тупик, и сомнений в способности продолжать оказывать помощь Украине”.
Чиновники администрации Байдена обеспокоены тем, что у “Украины заканчиваются силы, в то время как у России запасы, как кажется, бесконечны”. Кроме того, Украина столкнулась с проблемами при наборе на военную службу, о чем свидетельствовали общественные протесты против некоторых требований президента Зеленского о бессрочном призыве, пишет NBC.
Чиновники “в частном порядке заявили, что у Украины, вероятно, есть время только до конца года до того момента, как должны начаться более срочные обсуждения мирных переговоров”. Вашингтон поделился своим представлением о временных рамках с европейскими союзниками, отмечает телеканал.
По мнению председателя Госдумы Вячеслава Володина, для европейских стран и США стало очевидно, что Россию киевскому режиму не победить на поле боя. Он считает, что “Зеленский становится для многих нерукопожатным, токсичным политиком”.
“Участь его незавидна — марионетки хорошо не заканчивали, особенно в ситуациях, когда ради собственной власти вели на погибель сотни тысяч граждан и торговали независимостью своей страны”, — написал спикер Госдумы, отметив, что “война до последнего украинца обернулась огромными людскими потерями для Украины”.
В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что предпосылки для урегулирования конфликта Украины и России возникнут тогда, когда в Киеве осознают, что им не одержать победу военным путем на поле боя.
“Для России главное — достичь своих целей. В условиях отсутствия предпосылок для урегулирования политико-дипломатическими средствами мы продолжаем специальную военную операцию. (…) Им (властям Украины, — ИФ) пора понять, что им не удастся одержать победу на поле боя. Чем раньше они это поймут, тем скорее могут возникнуть предпосылки для урегулирования”, — сказал Песков журналистам.
Он обратил внимание на то, что украинские власти “отчаянно обещают военные успехи на поле боя” своим донорам.
“Их предыдущие обещания не сбылись. Доноры волнуются и начинают вибрировать. Соответственно, Зеленскому ничего не остается, как повышать градус своего красноречия, дабы убедить их в том, что эти успехи будут”, — сказал пресс-секретарь президента.
Ранее в Кремле также заявляли, что не согласны с тем, что конфликт зашел в тупик.
“Нет, он не зашел в тупик. Россия последовательно продолжает проведение специальной военной операции, все цели, которые ставились, должны быть выполнены”, — говорил пресс-секретарь президента РФ в начале ноября.
По словам Пескова, давно уже нужно было понять, что говорить о каких-то перспективах победы киевского режима на поле боя — это абсурдно. И “чем раньше киевский режим для себя это уяснит, тем скорее откроются какие-то другие перспективы”.
Источник : Interfax-Russia.ru