Евросоюз готовит 12-й пакет санкций против России, о котором собирается объявить на саммите в октябре. Как выяснило агентство Bloomberg, ограничения впервые могут затронуть российскую ядерную отрасль. По данным издания, «до сих пор эта идея встречала сопротивление внутри Евросоюза». Несмотря на продолжение вооруженного конфликта на Украине, Запад не только продолжает импортировать ядерное топливо из России, но и наращивает закупки. Так, США увеличили импорт российского урана до максимальных значений за последние 20 лет. А среди стран ЕС главным потребителем российской промышленной атомной продукции по итогам прошлого года оказалась Франция. Как сильно западные страны зависят от Москвы в сфере мирного атома, трудно ли им будет соскочить с российской «урановой иглы», что думают об этом западные эксперты — в материале RTVI.
Почему Венгрия блокирует «ядерные санкции»
Как стало известно Bloomberg, за расширение санкций Евросоюза на российский ядерный сектор выступают, в первую очередь, Польша и страны Балтии, особенно Литва. Они добивались этого еще в начале 2023 года при разработке 10-го пакета санкций, настаивая на персональных мерах против руководства «Росатома» и прекращении урановых сделок.
Однако такой подход заблокировала Венгрия, где «Росатом» строит два новых энергоблока для АЭС «Пакш» в ста километрах от Будапешта. В августе 2023 года, спустя полтора года после начала украинского конфликта, Венгрия и Россия подписали документы о переходе строительства АЭС «Пакш-2» на этап непосредственного сооружения.
12 сентября Минэнерго Венгрии подписало меморандум с французской атомной корпорацией Framatome. Он предусматривает сотрудничество по эксплуатации и снабжению топливом АЭС. После этого появились сообщения, что Венгрия отказывается от российского ядерного топлива и полностью переходит на французское. Однако в Будапеште опровергли эти слухи.
«Мы не будем менять российское топливо, поставляемое для ядерных энергоблоков АЭС «Пакш», на какое-либо топливо другого вида», — заявили в аппарате главы канцелярии премьер-министра Венгрии Гергея Гуйяша. В ведомстве уточнили, что французы «в настоящее время не располагают топливом для атомных электростанций, построенных по российской технологии». Вместе с тем венгерские власти не исключают, что Framatome со временем начнет производить топливо для двух новых реакторов ВВЭР-1200. Но это не вопрос ближайших лет. Ведь два новых энергоблока на «Пакше» планируют ввести в строй только в начале 2030-х годов.
Еще до начала украинского конфликта у России и Франции возник совместный план по модернизации венгерской АЭС. В декабре 2021 год Framatome подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с «Росатомом». Уже тогда предполагалось, что французская компания будет принимать участие в развитии АЭС “Пакш”.
Даже весной 2023 года, в разгар санкционной войны между Россией и ЕС, Framatome намеревалась вместе с “Росатомом” производить топливные стержни для реакторов советской конструкции на своем предприятии ANF в немецком городе Линген недалеко от немецко-голландской границы. Это вызывает недовольство местных властей, получивших такой запрос. «Ведение бизнеса с Путиным должно прекратиться, и это особенно относится к ядерному сектору», — заявил тогда министр энергетики Нижней Саксонии Кристиан Майер. Пока этот вопрос подвис в воздухе.
Еще летом источники агентства Bloomberg сомневались, что в 12-й пакет санкций удастся включить «ядерный пункт». Ведь ЕС зависит от российских поставок примерно на 30%.
Почему Европа продолжает закупать уран у России
Прежде всего, от российского ядерного топлива зависят страны восточного блока. Это не только Венгрия, но также Словакия, Чехия и Болгария, а еще Финляндия. На территории всех этих государств есть АЭС, построенные на основе советских технологий. Находящиеся на них водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР) работают на российском топливе и оборудовании. У всех этих стран действуют контракты с «Росатомом». Другие компании не хотят вкладываться в обслуживание таких АЭС, поскольку в ближайшие 10-20 лет часть реакторов будет закрыта из-за истечения срока эксплуатации. Составить конкуренцию более дешевому российскому топливу за оставшееся время вряд ли удастся, полагают западные эксперты.
Всего в 2022 году страны Евросоюза импортировали продукцию российской атомной отрасли (включая ядерное топливо и детали для реакторов) на €720 млн. Это на 22% больше, чем в 2021 году, свидетельствуют данные статистической службы Eurostat.
Некоторые страны готовы расширять сотрудничество с Москвой даже в нынешних условиях конфронтации. Продолжают контакты с “Росатомом” и французы, хотя французские АЭС не зависят от поставок из России. Как отмечает портал Euractiv со ссылкой на недавнее исследование польского аналитического центра Forum Energii, Франция стала первым импортером российской ядерной продукции в ЕС, утроив объемы закупок. В 2022 году импорт обогащенного урана составил €359 млн, что больше на 250% по сравнению с 2021 годом.
По мнению западных экспертов, Париж опасается сворачивать ядерную кооперацию с Москвой, поскольку французским АЭС может грозить дефицит топлива из-за ситуации в Африке. Захватившие власть в Нигере военные запретили экспортировать уран во Францию, а на эту западноафриканскую страну приходилось 15-17% поставок.
Почему США сидят на российской «урановой игле»
Несмотря на введенные санкции против Кремля, США тоже не спешат отказываться от российского ядерного топлива. Россия остается крупнейшим поставщиком обогащенного урана в Соединенные Штаты. С января по октябрь 2022 года импорт составил $644 млн, гласит американская статистика.
Дело в том, что Соединенные Штаты не занимаются обогащением урана самостоятельно, поэтому вынуждены закупать его у других государств. Примерно четверть поставок приходится на Россию. Всего в США есть 54 АЭС — это 23% от общего числа всех АЭС в мире и самое большое количество в отдельной стране.
Поставки ядерного топлива из России в США росли и в этом году. За первое полугодие 2023 года их объемы составили 416 тонн, что в 2,2 раза больше, чем за такой же период 2022-го. За это США заплатили России $696,5 млн.
Полный отказ Вашингтона от российского урана крайне негативно сказался бы на атомной энергетике США, поскольку найти адекватную замену будет непросто, признают американские эксперты. Процесс обогащения урана достаточно сложен и дорогостоящ. Самостоятельно заняться этим в ближайшем будущем Штаты не смогут, поскольку на развитие собственных технологий, сопоставимых с уровнем “Росатома”, может уйти более десяти лет.
США уже пытались ранее наладить промышленное производство оборудования для обогащения на заводе в Пайктоне, штат Огайо. Джеймс Крелленштейн, директор консалтинговой фирмы по экологически чистой энергии, уверен: если бы американцам удалось запустить завод в Огайо, они могли бы почти полностью устранить свою зависимость от России. Однако в 2016 году работы были прекращены, поскольку американские специалисты так и не смогли освоить центрифужную технологию.
Штаты наращивают закупки топлива из России еще и потому, что хотят минимизировать риски в случае колебания рыночных цен на уран. А еще они хотят иметь возможность пополнять свои запасы на случай, если возникнут перебои в других странах.
Как США и ЕС планируют избавиться от российской урановой зависимости
Хотя Россия занимает только 6-е место в мире по урановой добыче (5% от мировых объемов), на нее приходится около 46% мировых мощностей по обогащению урана. Российские атомные компании, входящие в госкорпорацию “Росатом”, в отличие от многих иностранных конкурентов, владеют технологиями на всей производственно-сбытовой цепочке: от добычи урановой руды до ее обогащения, а также готовят зарубежных специалистов, признает Bloomberg.
После аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году некоторые западные компании, участвующие в топливном цикле, включая Areva SA во Франции и американскую компанию по обогащению урана Westinghouse Electric, обанкротились. Их место занял «Росатом», отмечает Bloomberg.
С самого начала боевых действий на Украине американские и европейские политики стараются найти способы, как снизить урановую зависимость Москвы. Так, в прошлом году Минэнерго США получило в рамках принятого закона о климате и чистой энергетике $700 млн на собственные разработки, связанные с ядерным топливом. Ранее администрация Байдена просила у Конгресса выделить $4,3 млрд на закупки обогащенного урана у американских производителей вместо российских. А в марте этого года в Конгресс внесли предложение о запрете импорта урана из России (что сенаторы делали уже год назад, но безуспешно). Впрочем, ни денег, ни запрета по сей день политики так и не добились. Разве что им удалось ввести санкции против структуры «Росатома» — «Русатом Оверсиз».
Вашингтон также старается повлиять на союзников по НАТО. Например, во время совместной встречи в марте 2023-го президент США Джо Байден и премьер-министр Канады Джастин Трюдо пообещали вместе диверсифицировать цепочку поставок ядерного топлива. Позже к этому процессу подключились Великобритания и Франция со своими атомными проектами Urenco и Orano.
Американцы осваивают и ядерные реакторы нового поколения, работающие на топливе среднего уровня обогащения HALEU (high-assay low-enriched uranium) — от 5% до 20% (вместо 5% обогащения, нужных для функционирования нынешних АЭС). Производить HALEU для новых реакторов США намерены самостоятельно. Еще в 2021 году Комиссия по ядерному регулированию США одобрила поправку к лицензии компании American Centrifuge Operating (ACO), “дочке” крупной атомной компании Centrus, что дало ей возможность обогащать уран до 20%. В 2022 году Министерство энергетики США объявило о выделении гранта на сумму около $150 млн той же ACO. К 31 декабря 2023 года американцы надеются получить 20 кг урана, обогащенного до 19,75%. Но пока что такое производство, скорее, лишь для красивой картинки.
А вот европейские политики все чаще обращают взоры на Казахстан, где добывается 43% всего урана в мире. Впрочем, почти весь он обогащается на заводах в России, а Казахстану после запуска в 2021 году завода тепловыделяющих сборок (ТВС) в Усть-Каменогорске принадлежит лишь 1% на рынке ядерного топлива. Страны ЕС пытаются найти и других поставщиков ядерного топлива. Словения в августе 2023 года заключила долгосрочный контракт на поставку ядерного топлива со шведским филиалом американской Westinghouse.
Чем ответит Россия в случае потери западных рынков
Американские и европейские покупатели российского ядерного топлива приносят значительные доходы России. Только на продаже ядерного топлива и сопутствующих продуктов в США и ЕС, по данным Associated Press, Москва за последние полтора года заработала около $1,7 млрд. «Сегодня 330 000 сотрудников «Росатома» обеспечивают топливными сборками десятки старых реакторов в Восточной Европе, а также строят 33 новых энергоблока в десятках стран, которые будут связаны c Москвой топливными контрактами на десятилетия вперед», — признает Bloomberg.
Но кризис между Россией и Западом дает о себе знать. В мае 2022-го Финляндия в одностороннем порядке расторгла контракт с “Росатомом” на строительство АЭС «Ханхикиви-1», лишив российскую компанию примерно €7-7,5 млрд потенциальной прибыли.
В таких условиях Россия обращает взоры на развивающиеся рынки Азии и Африки. Она уже построила в азиатских странах несколько АЭС, прямо сейчас атомные станции по российским стандартам возводятся в Бангладеш, Китае и Египте. Также «Росатом» собирается строить АЭС в Узбекистане и Киргизии, а также новые ядерные реакторы в Индии, Иране и КНР.
В апреле 2023 года в эксплуатацию была введена турецкая АЭС “Аккую”. А теперь “Росатом” ведет переговоры о развитии сотрудничества в атомной сфере с такими странами, как Алжир, ЮАР, Судан, Намибия, Саудовская Аравия, Марокко, Зимбабве, ОАЭ и другие. Если их власти решать строить у себя АЭС, то у российской компании есть неплохие шансы оказаться подрядчиком, заключают эксперты Bloomberg.
Источник : RTVI