Новая «железная леди» Европы, Кая Каллас из Эстонии, является одним из самых сильных сторонников бескомпромиссной позиции против воинственной России.
Брюссель (30 – 28 июня). Выросшая в условиях советской оккупации Эстонии, Кая Каллас призывала лидеров ЕС серьезно отнестись к российской угрозе задолго до вторжения на Украину.
В субботу Партия реформ выбрала министра по вопросам климата Кристен Михал вместо уходящей в отставку Кайи Каллас, которая является новым Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности.
Единогласное решение о выдвижении кандидатуры Михала было принято после закрытого заседания правления партии всего через два дня после того, как Каллас была предложена на пост нового главы внешней политики ЕС.
Россия не в восторге от новой топ-команды ЕС, заявил в пятницу представитель Кремля, но Брюссель это нисколько не волнует.
Дмитрий Песков предсказал, что отношения между Москвой и Брюсселем, скорее всего, не улучшатся в ближайшее время, поскольку высшим руководством ЕС являются президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, премьер-министр Эстонии Кайя Каллас и бывший премьер-министр Португалии Антониу Кошта.
Настроение Европы изменилось. Россия должна потерять Украину и уйти из нее. Боевые потери ошеломляют, и сообщения о вспышках сыпного тифа и холеры доходят до Брюсселя. Потери в войне достигли уровня Первой мировой войны.
“Мы не думаем, что европейская дипломатия каким-либо образом будет действовать для нормализации отношений”, – сказал Песков. «Перспективы отношений между Москвой и Брюсселем плохие».
Он особо выделил Каллас, которая сменит Жозепа Борреля на посту главного дипломата ЕС, заявив, что она «хорошо известна в нашей стране своими абсолютно непримиримыми, а иногда даже оголтелыми русофобскими заявлениями». Г-н Песков не осознает, что оккупация европейской страны – это устаревшее понятие.
Каллас была одним из самых яростных критиков Кремля, приказав снести советские памятники в своей стране и предложив непоколебимую поддержку Украине в ее борьбе с российской агрессией. Эти усилия принесли ей место в списке разыскиваемых Москвой . Представитель ЕС зашел так далеко, что заявил, что ей «нравится есть русских на завтрак».
Непреклонность, ясность и бескомпромиссность
Критики опасаются, что непреклонный характер Каллас делает ее неподходящей кандидатурой на роль преемника Жозепа Борреля, но союзники восхищаются ее силой и ясностью ума. А ясность очень востребована в Брюсселе.
Кая Каллас пойдет на многое, чтобы вернуться в Европу и стать преемником Жозепа Борреля на посту главы внешнеполитического ведомства ЕС.
Ее офисы 18-го века в верхней части живописного старого города Таллинна сочетают в себе элегантность и эффективность, с неоклассическим кабинетом, способным проецировать деловые документы на стену. Снаружи на краю холма Тоомпеа, где иногда сидит Каллас, есть балкон, с которого открывается великолепный вид на город и Финский залив.
Но в прошлом году Каллас, похоже, суждено было покинуть теплицу эстонской политики, и в четверг лидеры ЕС утвердили ее в качестве следующего высокого представителя блока по внешней политике.
Одной из сильных сторон Каллас является ясность ее ценностей и очевидное отсутствие сомнений, с которыми она воплощает их в политику. Она знает, что думает, и знает, как это сказать, и может свободно говорить на многих языках, включая французский, английский, финский, русский и, конечно же, эстонский. Именно это сделало ее первым европейским лидером, объявленным в российский розыск . Неудивительно, что ее назначение, ставшее четким заявлением в адрес России, будет воспринято некоторыми как риск, особенно в период разногласий по поводу Украины.
Высокие представители должны объединить противоречивые голоса 27 стран в одну объединяющую позицию, даже если это может быть чреватым и разочаровывающим – как обнаружил Боррель в своем явном желании более критично относиться к войне Израиля в секторе Газа.
Но ее защитники говорят, что Каллас, дитя коалиционной политики, более хитра, чем предполагает ее репутация молота Москвы. Она осознает, что взгляды разных стран определяются разной историей и географией. Возможно, она не столь академична, как Боррелл, который находится в своей стихии на семинаре по международным отношениям, но является ненасытным читателем истории и считает профессоров Тимоти Снайдера и Тимоти Гартона Эша своими друзьями.
Ее аргумент заключается в том, что Россия является реваншистской имперской державой, и слушать угрозы Москвы, утверждает она, значит поддаваться страху. Она выступает за устранение лазеек в санкциях, увеличение количества оружия, трибуналы по военным преступлениям, конфискацию российских активов, запрет российских туристов на въезд в ЕС: весь пакет. Недавно она расширила свою концепцию российской угрозы, включив в нее использование других подрывных методов, включая миграцию, дезинформацию и саботаж.
«Достижение мира или прекращения огня на условиях России не означает, что страдания прекратятся. Хуже того, Путин всегда будет хотеть большего, и тогда ни одна страна в Европе не будет в безопасности», — сказала она Guardian в недавнем интервью.
Каллас не просто оратор; она предлагает практические идеи, в том числе общий долг, чтобы убедить производителей оружия строить заводы.
Но за ее ясность ума – или догматизм, в зависимости от того, как вы это видите – пришлось заплатить цену. Каллас первой признала, что она более популярна на международном уровне, чем дома, и ее решение повысить налоги для увеличения расходов на оборону, анафема для либеральной партии, было формой политического самоубийства внутри страны. Она может посмеяться над собой, и в предстоящие годы ей, возможно, понадобится немало этого виселичного юмора.